воскресенье, 30 октября 2016 г.

Минотавр.



Пабло Пикассо в маске минотавра, Лазурный берег, 1949.

Если бы все дороги, что я прошел, отметить на карте и соединить в одну линию, она выглядела бы в виде минотавра.

Пабло Пикассо.

































Легенда о минотавре.

Рождение минотавра.


Чтобы найти нормальный вариант легенды, пришлось перерыть кучу ссылок в интернете. Поистине, я считала, что есть некая стандартная книга, некоего автора, в которой собраны все мифы Древней Греции. Какого же было мое удивление, когда я поняла, что краткое содержание мифов взято из разных книг, разных авторов.

Жил Минос в великолепном дворце в Кноссе, столице Крита.
(3) Минос захо­тел стать царем Кри­та, но встре­тил сопро­тив­ле­ние. Одна­ко он стал утвер­ждать, что цар­скую власть дол­жен полу­чить по воле богов; желая при­дать сво­им сло­вам боль­ше убе­ди­тель­но­с­ти, он заявил, что любая его прось­ба к богам непре­мен­но испол­нит­ся. Когда Минос при­но­сил жерт­ву богу Посей­до­ну, он взмо­лил­ся о том, чтобы из глу­бин моря появил­ся бык, и дал при этом обет при­не­с­ти его в жерт­ву богу. Посей­дон выслал для него пре­крас­но­го быка, и Минос полу­чил цар­скую власть; но быка он ото­слал на пас­т­би­ще, а вме­с­то него в жерт­ву богу при­нес дру­го­го. Минос пер­вым захва­тил власть над морем и стал пра­вить почти все­ми ост­ро­ва­ми.
(4) Посей­дон же, раз­гне­ван­ный тем, что Минос не при­нес ему в жерт­ву того быка, наслал на быка сви­ре­пость и вну­шил любов­ную страсть к это­му живо­т­но­му жене Мино­са Паси­фае. Влю­бив­шись в это­го быка, она взя­ла себе в помощ­ни­ки стро­и­те­ля Деда­ла, кото­рый был изгнан из Афин после совер­шен­но­го там убий­с­т­ва. Дедал изго­то­вил дере­вян­ную коро­ву на коле­сах, выдол­бил ее изнут­ри и обшил свое изде­лие све­же­со­дран­ной коро­вьей шку­рой. Выс­та­вив его на луг, где обыч­но пас­ся бык, он дал вой­ти внутрь этой дере­вян­ной коро­вы Паси­фае. Появив­ший­ся бык сошел­ся с ней, как с нас­то­я­щей коро­вой, и Паси­фая роди­ла Асте­рия, про­з­ван­но­го Мино­тав­ром. Он имел голо­ву быка, все же осталь­ные час­ти тела у него были чело­ве­че­ские. Минос заклю­чил его в лаби­ринт, посту­пив так соглас­но полу­чен­ным им ора­ку­лам, и при­ка­зал его там сте­речь. Этот лаби­ринт, кото­рый соору­дил Дедал, пред­с­тав­лял собой зда­ние с запу­тан­ны­ми пере­хо­да­ми, затруд­няв­ши­ми выход из него.
(Аполлодор. Цит. соч. III. 1.4)

И возвел он в Кноссе лабиринт с подземельями, имеющими бесчисленное множество проходов и коридоров. Такого не было ни в Микенах, ни в Фивах. Всего лишь один вход в лабиринт сделал Дедал, и не выбраться было из путаницы коридоров тому, кто оказался бы в его глубине. Минос приказал немедленно завести Минотавра как можно глубже. (Царь Минос

Кносская монета с изображением Минотавра и лабиринта


15. Немно­го спу­с­тя с Кри­та в тре­тий раз при­е­ха­ли за данью. Когда после ковар­но­го, по обще­му убеж­де­нию, убий­с­т­ва Анд­ро­гея в Атти­ке, Минос, воюя, при­чи­нял афи­ня­нам неис­чис­ли­мые бед­с­т­вия, а боги разо­ря­ли и опу­с­то­ша­ли стра­ну, — на нее обру­шил­ся недо­род и страш­ный мор, иссяк­ли реки, — бог воз­ве­с­тил, что гнев небес успо­ко­ит­ся и бед­с­т­ви­ям нас­ту­пит конец, если афи­няне уми­ло­с­ти­вят Мино­са и скло­нят его пре­кра­тить враж­ду, и вот, отпра­вив послов с прось­бой о мире, они заклю­чи­ли согла­ше­ние, по кото­ро­му обя­за­лись каж­дые девять лет посы­лать на Крит дань — семе­рых не зна­ю­щих бра­ка юно­шей и столь­ко же деву­шек. В этом соглас­ны почти все писа­те­ли.
Если верить пре­да­нию, наи­бо­лее любез­но­му тра­ги­кам, дос­тав­лен­ных на Крит под­рос­т­ков губил в Лаби­рин­те Мино­тавр, или же, по-дру­го­му, они уми­ра­ли сами, блуж­дая и не нахо­дя выхо­да. Мино­тавр, как ска­за­но у Эври­пи­да, был

Пород сме­ше­нье двух, урод чудо­вищ­ный
Быка и мужа есте­с­т­во дво­я­кое
(Плутарх. Тесей 15)
Пабло Пикассо. Минотавр бегущий. 1928 г.


(Мифо­ло­ги­че­ская тра­ди­ция о Мино­се и Мино­тав­ре хра­нит в себе сле­ды древ­ней­ших крит­ских веро­ва­ний, на кото­рые ока­за­ли вли­я­ние и рели­гии Древ­не­го Вос­то­ка, преж­де все­го Егип­та и Фини­кии. Извес­т­ный сар­ко­фаг из Агии Три­а­ды со сце­ной, пред­с­тав­ля­ю­щей мотив обо­жес­т­в­ле­ния покой­но­го (ок. XV—XIV вв. до н. э.), име­ет мно­го еги­пет­ских черт (см.: Guthrie. The Religion and Mythology of the Greeks. САН II, 1961, p. 20). Сама тра­ди­ция, под­верг­ша­я­ся раз­лич­ным вли­я­ни­ям, носит двой­с­т­вен­ный харак­тер. С одной сто­ро­ны, Минос выс­ту­па­ет в каче­с­т­ве муд­ро­го зако­но­да­те­ля, собе­сед­ни­ка Зев­са каж­дые девять лет (Hom. Od. XIX, 172; Isocr. XII, 205; Plato. Minos 319 В-Е). С дру­гой сто­ро­ны, он нала­га­ет кро­ва­вую дань на Афи­ны, пока юно­ша Тесей не осво­бож­да­ет свой род­ной город, убив чудо­вищ­но­го Мино­тав­ра. Есте­с­т­вен­но, послед­ний вари­ант мог воз­ник­нуть толь­ко в Афи­нах (ср.: U. Wilamowitz. Der Glaube der Hellenen. Bd. I. Berlin, 1931, S. 113). Об этом пря­мо гово­рит­ся в при­пи­сы­ва­е­мом Пла­то­ну диа­ло­ге «Минос» (318 Е): «Это атти­че­ский миф, и носит он тра­ги­че­ский харак­тер». Бес­че­ло­веч­ный и тира­ни­че­ский харак­тер Мино­са нашел худо­же­с­т­вен­ное вопло­ще­ние в про­из­ве­де­ни­ях лите­ра­ту­ры (ср.: Васchyl. 17, 8 sqq.). Таким же он оста­вал­ся и у тра­ги­ков. Минос — сын Зев­са (Hom. Il. XIII, 449; Od. XI, 568) или даже Зев­са Асте­рия (Tzetz. Chil. 1, 473), и это сле­ду­ет при­знать вполне есте­с­т­вен­ным.)

На этом одна история заканчивается и начинается вторая история параллельная про героя Тесея, сына царя Эгея правителя Афин.

Смерть Минотавра.


Миф о Тесее.


Тесей борется с Минотавром. Чернофигурный сосуд VI века до н. э.,
Археологический музей Ираклиона
Преж­де у отправ­ляв­ших­ся не оста­ва­лось ника­кой надеж­ды на спа­се­ние, поэто­му на кораб­ле был чер­ный парус в знак неми­ну­е­мо­го несча­стья. Одна­ко на этот раз Тесей обо­д­рял отца гор­ды­ми уве­ре­ни­я­ми, что одо­ле­ет Мино­тав­ра, и Эгей дал корм­че­му еще один парус, белый, и велел под­нять его на обрат­ном пути, если Тесей уце­ле­ет, если же нет — плыть под чер­ным, воз­ве­щая о беде. (Плутарх. Тесей 17)
(7) Тесея при­чис­ля­ют к тем, кого отда­ва­ли на съе­де­ние Мино­тав­ру, когда эту дань пла­ти­ли в тре­тий раз. Но, как сооб­ща­ют неко­то­рые, Тесей пред­ло­жил себя по соб­с­т­вен­ной воле. На кораб­ле был под­нят чер­ный парус, и Эгей нака­зал сыну, чтобы он, одер­жав побе­ду над чудо­ви­щем, под­нял на кораб­ле белые пару­са.  (8) Когда он при­был на Крит, в него влю­би­лась Ари­ад­на, дочь Мино­са, и ска­за­ла, что будет помо­гать Тесею, если он согла­сит­ся взять ее в жены и увез­ти в Афи­ны. Тесей согла­сил­ся, под­твер­див клят­вой свое согла­сие, и тогда она попро­си­ла Деда­ла пока­зать, как мож­но вый­ти из лаби­рин­та. (9) По сове­ту Деда­ла она дала Тесею, вошед­ше­му в лаби­ринт, нит­ку. (Аполлодор. Цит. соч. III, 1, 4; III, 5, 9; III, 7, 1; III, 10, 7; III, 16)

Она дала Тесею тайно от отца острый меч и клубок ниток. Когда отвели Тесея и всех обреченных на растерзание в Лабиринт, Тесей привязал у входа в Лабиринт конец нитки клубка и пошел по запутанным бесконечным переходам Лабиринта, из которого невозможно было найти выход; постепенно разматывал он клубок, чтобы найти по нитке обратный путь. Все дальше шел Тесей и, наконец, пришел в то место, где находился Минотавр. (Н.А. Кун: Путешествие Тесея на Крит)




Нить Ариадны.


1. Вперяю взор, бессильно жадный:
Везде кругом сырая мгла.
Каким путем нить Ариадны
Меня до бездны довела?

2. Я помню сходы и проходы,
И зал круги и лестниц винт,
Их мира солнца и свободы
Вступил я, дерзкий, в лабиринт.

3. В руках я нес клубок царевны,
Я шел и пел; тянулась нить.
Я счастлив был, что жар полдневный
В подземной тьме могу избыть.

4. И, видев странные чертоги
И посмотрев на чудеса,
Я повернул на полдороге,
Чтобы выйти вновь под небеса.

5. Чтоб после тайн безлюдной ночи
Меня ласкала синева,
Чтоб целовать подругу в очи,
Прочтя заветные слова...

6. И долго я бежал по нити
И ждал: пахнет весна и свет.
Но воздух был все ядовитей
И гуще тьма... Вдруг нити - нет.

7. И я один в беззвучном зале.
Мой факел пальцы мне обжег.
Завесой сумерки упали.
В бездонном мраке нет дорог.

8. Я, путешественник случайный,
На подвиг трудный обречен.
Мстит лабиринт! Святые тайны
Не выдает пришельцам он.




28 октября 1902 Сб. "Urbi et orbi", цикл "Вступления"
В стихотворении вольно интерпретирован миф о Тезее, вместе с другими афинскими юношами и девушками брошенном в критский Лабиринт на съедение Минотавру. Дочь критского царя Миноса Ариадна дала ему клубок ниток, чтобы он смог найти обратную дорогу из Лабиринта.
Брюсов В. Я. Стихотворения. - Минск: Госучпедгиз БССР, 1955. - С. 100-101.


Тесей и Минотавр. Мастер из Кампана Кассони. 1510–1520 г.

С грозным ревом, наклонив голову с громадными острыми рогами, бросился Минотавр на юного героя, и начался страшный бой. Минотавр, полный ярости, несколько раз бросался на Тесея, но он отражал его своим мечом. Наконец, Тесей схватил Минотавра за рог и вонзил ему в грудь свой острый меч. Убив Минотавра, Тесей по нитке клубка вышел из Лабиринта и вывел всех афинских юношей и девушек. У выхода их встретила Ариадна; она радостно приветствовала Тесея. Ликовали юноши и девушки, спасенные Тесеем. Украшенные венками из роз, славя героя и его покровительницу Афродиту, водили они веселый хоровод.  (Н.А. Кун: Путешествие Тесея на Крит)
  

Скульптура "Тесей и Минотавр" в парке Тюильри. Париж. Франция


Минотавр, как символ.


Минотавр. Джордж Уотс. 1885Галерея Тейт, Лондон
Имеются различные предположения относительно его символики:
  • дикие страсти природы, свирепые страсти натуры
  • солярный бык,
  • принцип влажности, миазма, уничтоженная солярным героем Тезеем.
  • с большой охотой представляют как символ всего демонического и злого вообще.
  • тиранию
  • скрытую деструктивность и подавленные желания — в психологии,
  • полное преобладание животных инстинктов — голова животного на человеческом теле.










Минотавр в картинах Пикассо.


Главным "фанатом"  изображения Минотавра в своих картинах, рисунках является Пабло Пикассо. В литературе зафиксировано два высказывания, в которых Пикассо говорит, что Минотавр — это он сам.


В работах художника  Минотавр представляется в различных ситуациях. В одних случаях это — страшный изверг, насильник, в других — мирное идиллическое существо или даже защитник страдающих. Минотавр — природная стихия, Минотавр — беспомощная жертва, Минотавр — победитель, Минотавр — сладострастие, Минотавр — работяга и семьянин, Минотавр — друг человека, Минотавр — его коварный враг — это веер альтернативных позиций, в принципе несовместимых. Коренной ошибкой было бы искать единый смысл этого образа, а тем более — пытаться выстроить событийную последовательность эпизодов («биографию Минотавра»). Этот путь ведет к такому тупику противоречий, из которого выбраться невозможно.

Пабло Пикассо. Минотавр, ласкающий спящую женщину. 18 июня 1933 г.


Видимо, Пикассо избрал для себя этот образ греческой мифологии только потому, что в нем уже было дано так привлекавшее его соединение несоединимого. Его Минотавр — просто абсурдное, немыслимое существо, воплощение невозможного. Именно в своем качестве противоестественности, эксцентричности он включается в дальнейшую игру превращений. Во всяком случае, никаких аллюзий на античный миф нет ни в одном из произведений этого круга.
Обращает на себя внимание наличие в некоторых листах мотива зрелища или наблюдения со стороны. Это связывает тему Минотавра с темой костюмированного спектакля, участие в котором обеспечивает чудовищу преображающую «новизну»

Несколько его картин:
Пабло Пикассо. Слепой минотавр, ведомый девочкой. 1934 г.
Пабло Пикассо. Минотавр убивающий кобылу перед входом в пещеру и девушка с покрывалом. 1936 г.

Пабло Пикассо. Минотавр и обнаженная. 1933 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий