Даная. Густав Климт 1907—1908 Музей Леопольда, Вена Даная, царевна Аргосская. Даная была дочерью Акриссия Агросского и Эвридики, дочери Лакедемона (не путать с Эвридикой - женой Орфея) |
Легенда.
Красавица Даная была дочерью Акрисия, царя Аргоса, котрый теоретически должен был править по очереди со своим братом-близнецом Претом. Однако Акрисий отказался уступать престол, и тогда разгневанный Прет попытался соблазнить его дочь. Оракул предсказал Акрисию, что если Даная когда-нибудь родит сына, то мальчик убьет его. Напуганный царь запер дочь в медной башни вдали от простых смертных. К сожалению, он не мог уберечь ее от богов, и Зевс, следуя многократно испытанной тактике, явился ей в чужом обличье (на этот раз - золотым дождем) и зачал великого героя Персея. Когда Акрисий узнал о младенце, он велел посадить Данаю с ребенком в ящик и выбросить в море. Несколько дней носило их по волнам, прежде чем прибило к острову Сериф, где их приютил Диктис, брат царя этого острова Полидекта. Много лет царь пытался силой взять Данаю в жены. Чтобы защитить мать, Персей сразился с ужасной горгоной Медузой. По возвращении на остров с головой горгоны Персей нашёл мать вместе с Диктисом у алтаря богов, где она искала убежища от преследований Полидекта. Показав Полидекту голову горгоны, Персей обратил его в камень. Диктис стал правителем острова, а Даная с сыном отправились повидать Акрисия, но тот, опасаясь исполнения предсказания, бежал из Аргоса . По другой версии, Полидект женился на Данае и воспитывал Персея. Даная вместе с сыном вернулась в Аргос после того, как во время игр в честь погибшего Полидекта Персей диском случайно убил Акрисия.Юпитер и Фетида. Жан Энгр 1811,Музей Гране, Экс-ан-Прованс Сложная личная жизнь Зевса - предмет многих легенд. По сути, всепоглощающая половая мощь, была его главная чертой, возможно, свидетельствуя о его неуемной творческой энергии. Хотя он был женат на Гере (Юноне), у него было множество детей от других женщин, которые стали богами и героями. Зевс не утруждал себя ухаживаниями, и его обольщениябыли не чем иным, как изнасилованиями, - как в случае с Данаей и Европой. |
Деревня Агрос (греч. Αγρός) находится в горах Троодос, в области Pitsilia, на юго-западе Кипра. Деревня была построена в виде амфитеатра на высоте 1100 метров над уровнем моря. Агрос является одной из самых интересных деревушек Кипра и области Pitsilia.Село Агрос получило свое название от существовавшего здесь когда-то монастыря Μεγάλου Αγρού, что в переводе с греческого означает Большие Поля. Сегодня из всех построек монастыря сохранилась лишь церковь Богоматери Агрос. |
Образ Данаи нашёл воплощение в античном изобразительном искусстве (произведения вазописи, помпейские фрески и др.). В европейском искусстве ранее всего использовался в книжной миниатюре, а с начиная 16 в. широко распространился в живописи, особенно в эпоху барокко (Л. Лотто, Корреджо, Ф. Приматиччо, Тициан, Я. Тинторетто, П. Веронезе, А. Блумарт, Я. Иордане, Н. Пуссен, Рембрандт, А. Куапель, Дж. Б. Тьеполо и др.).
Пробуждение Данаи.
Даная. Тициан 1544-1546. Национальный музей Каподимонте. Неаполь. Тициан представил эту картину в Риме в 1545/46, где она вызвала большой интерес современников из-за вольного расположения фигур и превосходной техники исполнения. |
Зевс и Даная, Иоахим Эйтевал, 1600, Лувр Париж |
1. Бог любви. Хотя бог плотской любви Эрот (Купидон) и не играет конкретной роли в легенде о соблазнении Данаи Зевсом, он все же здесь изображен. Своим присутствием он показывает, что любовь преодолевает все преграды.
2. Лук и стрелы. Эрот всегда носит лук со стрелами. По словам поэта Овидия, стрелы бывают двух видов: золотые приносят любовь, ва свинцовые отнимают ее.
3. Грифон. Грифон (помесь орла со львом) - лишь одно из многих фантастических чудищ греческой мифологии. Грифон у кровати Данаи символизирует надежную стражу, выставленную вокруг нее отцом; за дверями расположилась свора свирепых псов.
4. Пряжа. В греческих мифах пряжа часто выступала символом трех мойр, которые пряли, отмеряли и перерезали нить жизни согласно меркам. Здесь она указывает на то, что Акрисий напрасно пытался убежать от судьбы, которую ему предрек оракул. Как и было предсказано, спустя несколько лет Персей случайно убил своего деда метательным диском.
5. Осужденная на смерть. Когда Акрисий прознал о рождении внука Персея, он велел казнить служанку Данаи, обвинив ее в сговоре против него.
6. Ревнивая жена. За окном, молча наблюдая за изменой мужа, сидит Гера в облике своего тотема - павлина.
7. Орел власти. Орел. прислуживающий Зевсу, символизирует власть и победу. В вопросах любви и войны Зевс никогда не принимал поражения.
Прощание Данаи.
Даная, 1636—1647, Рембрандт, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург |
1 Даная. Как показала рентгеновская съемка, вначале лицо царевны было похоже на лицо Саскии — супруги живописца, умершей в 1642 году. На финальном варианте картины оно стало напоминать лицо Гертье Диркс — любовницы Рембрандта, с которой художник жил после смерти жены.
2 Жест руки. На первом варианте «Данаи» рука царевны была опущена вниз, как будто царевна зовет любовника, проникшего к ней в чертог. Сейчас же мы видим руку, застывшую в прощальном жесте, — Даная прощается с возлюбленным.
3 Золотое сияние — так художник обозначил присутствие Зевса на картине.
4 Амур. Рембрандт изобразил бога любви плачущим в знак того, что любовь Зевса к Данае была скоротечна. Напрасно царевна ждала и тосковала по любовнику — царь Олимпа к ней не вернулся.
5 Белая не смятая постель символизирует непорочность Данаи. С эпохи Возрождения в греческой царевне видели прообраз Девы Марии: Даная якобы тоже зачала мистическим образом, без потери девственности.
6 Жемчужный браслет. Жемчуг считался украшением богини любви Венеры.
7 Браслет с кораллами на руке царевны указывает на будущего сына Данаи — Персея, которого она родит от Зевса. Коралл был символом победителя горгоны Медузы: по легенде, он образовался из крови обезглавленного Персеем монстра.
8 Изумрудное кольцо — еще один символ невинности, а также мистического обручения смертной женщины с божеством.
9 Сняты туфли символизируют женскую покорность.
10 Орлиные головы на ножках кровати. Орел считался спутником и символом Зевса.
11 Служанка выполняла в истории с Данаей роль сводни. Она показала Зевсу путь в спальню госпожи, за что и была казнена царем Акрисием. На голове у служанки не положенный чепец, а темный бархатный берет. Это навело французского искусствоведа Поля Декарга на мысль, что в образе прислуги-сводни Рембрандт изобразил себя (на автопортретах он часто в берете).
12 Ключи в руках служанки — это и указание на непосредственные обязанности дворни, ведущей хозяйство, и одновременно символ мужского начала (как замок символ женского) — еще один намек на сводничество.
13 Кошелек — символ божественной милости. В него служанка собрала монеты , которые рассыпались по спальне Данаи после нисхождения Зевса.
«Даная» (1636–1647) Рембрандта, ныне хранящаяся в Эрмитаже, не похожа на полотна предшественников (название картины стало известно из описи имущества художника 1656 года). Главное — отсутствует золотой ливень, поэтому в течение XIX — первой половины ХХ веков искусствоведы вели жаркие споры: действительно ли Рембрандт изобразил Данаю или это иной персонаж, например Вирсавия, жена полководца Урии, ожидающая царя Давида, или Венера, встречающая Марса? Предполагали даже, что Рембрандт запечатлел Мессалину — жену римского императора Клавдия, известную распутством и жестокостью. Правда, подобные трактовки входили в противоречие с символами, изображенными на картине, но этому не придавали значения. Спор разрешился в 1960-е годы, когда полотно просветили рентгеновскими лучами. Открылась поразительная вещь: под верхним слоем краски обнаружился более ранний вариант картины (вероятно, 1636 года), на котором золотой дождь присутствовал! В окончательном варианте на его месте художник изобразил золотое свечение. По мнению искусствоведа Сергея Андронова, Рембрандт запечатлел момент не встречи, а прощания разгоряченной Данаи с Зевсом, когда божество уже покидает спальню царевны: стихия прошла, осталось сияние. Не похожа на работы предшественников и манера, в которой Рембрандт изобразил тело Данаи: это не холодная, мраморная, античная красота, а теплая, домашняя. Чего стоит один живот царевны, непропорционально большой, с подчеркнуто расслабленной мускулатурой. Немецкий искусствовед Карл Нейман заметил по этому поводу: «Наготу часто изображали прекраснее, но никогда более естественной, истинной, потрясающей, то есть чувственной, чем в этом произведении Рембрандта». (текст журнал Вокруг света http://www.vokrugsveta.ru/article/200253/)
Комментариев нет:
Отправить комментарий